В течение года около 4 млн. транспортных средств, зарегистрированных за пределами Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), въезжают в Польшу через ее восточные границы с Беларусью, Россией и Украиной. Хотя движение на этих границах оставалось высоким, до введения жестких карантинных ограничений, количество полисов зеленая карта сократилось вдвое, сообщает Польское бюро автостраховщиков (PBUK).
В течение прошлого года польские страховщики выдали 103 тыс. полисов для автомобилистов без действующей страховки Green Card, в 2020-м неполном году их количество существенно уменьшилось, более чем в 2 раза. Для справки в 2018 году было выдано более 200 тыс. полисов.
Это значительное сокращение в основном вызвано реализацией пограничных и таможенных услуг Беларусью и Украиной в отношении своих граждан, которые покидают границы стран и въезжают в ЕЭЗ, находясь под очень строгим контролем в отношении владения действующей Зеленой картой.
Снижение количества проданных полисов на границе Польши произошло из-за того, что с 2019 года Моторным (транспортным) страховым бюро Украины была запущена автоматизированная проверка полисов «Зеленая карта» при пересечении границы Украины. В случае, если в базе данных МТСБУ пограничники обнаруживают отсутствие информации о заключении договора страхования «Зеленая карта», то автомобиль не пропускают за границу, так как въезд в страны международной системы страхования Green Card без страхового сертификата запрещен действующим законодательством. Кроме того, несоответствие данных о предъявленном сертификате в базе МТСБУ и данных, указанных в полисе, или другие различия в данных, дают основание считать полис «Зеленой карты» фальшивым или сфальсифицированным.
Проверки осуществляются путем запроса к Централизованной базе данных МТСБУ и стали возможными благодаря налаживанию постоянного обмена данными между базами МТСБУ и Государственной пограничной службы. Фундаментом инновации стало также введение несколько лет назад системы «Green Card online». Сейчас договоры международного страхования вносятся в электронную систему еще до начала действия договора и, таким образом, могут быть оперативно проверены сотрудниками Государственной пограничной службы Украины при выезде автомобиля за пределы государства.
Напомним, что наличие полиса «Зеленая карта» является, в первую очередь, залогом спокойствия и защиты финансовых интересов украинских водителей за границей, поскольку в европейских странах предусмотрены значительные штрафы за отсутствие или недействительность «Зеленой карты». Лимиты же ответственности за убытки, причиненные жизни и здоровью пострадавших в результате ДТП, могут достигать миллионов евро.
Объем премий, полученных польскими страховыми компаниями по зеленой карте в прошлом году составила 11,2 млн злотых, в 2020-м по итогам года составит не более 5 млн. злотых. Автомобилисты-иностранцы стали участниками 700 ДТП в Польше в прошлом году, общая сумма выплаченных претензий 9 млн. злотых. Т.е. уровень выплат у польских страховщиков превышал 81% (в 2018-м уровень выплат был 32,5%).
Источник: