Маленькая революция в потреблении коммерческих площадей

Этот год станет революционным для рынка коммерческой недвижимости. Всего за несколько месяцев потребители поменяли свои привычки, а внешние обстоятельства коренным образом скорректировали принципы и формат потребления.

Михаил Смирнов,генеральный директор «Башни Федерация»

На рынок серьезно повлияли два важнейших фактора: масштабный переход в онлайн и строгие требования к социальному дистанцированию. Фактически мы начинаем жить по-новому. В этой связи выделю пять основных трендов на ближайшую перспективу.

    Торговые центры будут смещать акцент на сферу досуга и развлечений

Маркетплейсы с каждым месяцем отвоевывают все большую долю у продуктовых и непродовольственных магазинов — люди привыкли к шопингу онлайн. Поэтому ключевым драйвером для торговых центров будет развитие досуговых сервисов и фуд-кортов. Так, относительно недавно в ТЦ «Ривьера» появился полноценный картинг — это развлечение невозможно заменить виртуально. Поэтому такая опция имеет высокий потенциал роста.

    Магазины одежды переформатируются в примерочные со складами

Люди адаптировались к покупкам через интернет-магазины, но многих останавливает от приобретения определенных категорий одежды то, что нельзя примерить одновременно несколько вещей. Для магазинов такой шаг значительно сократит издержки: вместо 500–600 кв. м выставочных площадей им потребуется 50–60 кв. м примерочных и подсобка со складом.

    Пространства в проходах торговых галерей будут пользоваться повышенным спросом

Для больших магазинов они уже превратились в конкурентную площадку: например, «Ашан» вынес во внешние коридоры прилавки с алкоголем и сигаретами. В новых условиях такой формат приспособлен к социальному дистанцированию — ему не нужно никакой дополнительной перестройки. Вместе с тем на таких «островках» будут появляться и продуктовые киоски, так как люди еще долго будут опасаться походов в большие продовольственные гипермаркеты.

    До 30% малых и средних ресторанов будут работать только на службу доставки

После окончания самоизоляции люди продолжат активно пользоваться доставкой еды. Часть ресторанов переформатируется в «темные кухни», то есть будет работать только навынос. В приоритете — концентрация платежеспособного спроса в радиусе 30–40 минут. При этом само помещение может располагаться как в спальном районе, так и «Москва-Сити» — разница лишь в качестве спроса и среднем чеке.

    Освободившиеся площади магазинов будут заполнять студии йоги, салоны красоты и фитнес-клубы

Сейчас значительно вырос спрос на спорт и оздоровление и скорректировались арендные ставки, поэтому для студий йоги и фитнес-клубов сложились максимально благоприятные условия. Те площади, которые ранее пустовали или уходили с большим дисконтом, теперь обретут новое прочтение, став вполне ликвидными пространствами.

Как бизнес и девелоперы адаптируются к новым трендам, покажет время. Но совершенно очевидно, что мы переходим в новую реальность, где онлайн потеснил магазины, а ранее неликвидные площади получили новую путевку в жизнь.

Источник: cian.ru

Моя планета
Добавить комментарий