Лосиный остров: вырубить нельзя сохранить

Изъятие под строительство 140 га в нацпарке может стать прецедентом, который запустит процесс вырубки зеленых зон ради очередных ТЦ и ЖК, опасаются эксперты. Экологи намерены в суде защищать парк

Национальный парк «Лосиный остров» рискует обеднеть на 140 га, 110 из которых московские власти намерены использовать под строительство дублера Щелковского шоссе (19 км) и еще 30 га – ради постройки торгового центра на Ярославском шоссе. Для строительства самой дороги нужно порядка 60 га, остальные 50 га уходят на дорожную инфраструктуру, которая даже не является обязательной для решения транспортной проблемы. Еще целых 30 га «уходит» на торговый центр, который вообще не имеет отношения к решению транспортных проблем.

Москвичи этим фактом оказались, мягко говоря, шокированы. По данным Гринпис России, с 2000 по 2012 годы площадь зеленых насаждений в Москве сократилась на 707 гектаров. В городе всего три полноценных «зеленых пятна» (Лосиный остров, Битцевский лес и лесопарк Измайлово). Изъятие под строительство 140 га (при этом под деревьями находится 54 га) станет прецедентом, разрешающим и дальше вырубать леса ради очередных ТЦ и ЖК, уверены жители города. Этого же мнения придерживается и эксперт по особо охраняемым природным территориям российского отделения организации Greenpeace Михаил Крейндлин.

Между тем, 140 га – это 1,4 млн кв. м. Сопоставить эту площадь можно, например, с Парком Горького, вычислили журналисты TheVillage.

Сейчас проект согласовывается в правительстве. ЦИАН.Журнал обратился к профильным ведомствам за комментарием, но на вопросы ответили  только в Росавтодоре (ниже). 

Источник: inbalashikha.ru 

Нарушен ли закон?

Стоит отметить, что Лосиный остров – это не просто парковая зона или лес. Это национальный парк, в отношении которого действует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Закон гласит, что «уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается (пункт 1.1 321-ФЗ)». 

В той же статье говорится, что «на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима».

Следует признать, что закон накладывает вышеперечисленные ограничения на четыре зоны национального парка – зону охраны объектов культурного наследия, рекреационную зону, особо охраняемую зону и заповедную зону. В том самом пункте 1 говорится о запрете на уменьшение площади именно этих зон.

Есть и пятая зона парка – зона хозяйственного назначения. В ее границах разрешается строительство «магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов».

Шестая зона касается проживания малочисленных народов России, и Лосиный остров она обходит стороной.

Полностью ознакомиться с документом можно в законодательных базах или в «Российской газете» от 29 августа 2012 года. 

«Люди требуют»

Теперь вернемся к вопросу, нарушен ли закон. Газета «Коммерсантъ» в номере от 12 марта 2019 года писала: «вырубка леса на территории ООПТ запрещена, поэтому ради строительства трассы Росавтодор просил Минприроды изменить границы парка».

По словам эколога «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Антона Хлынова, без изъятия никак: часть планируемых под строительство территорий находится на запретных для таких мероприятий зонах. В свою очередь, в офисе Greenpeace считают, что если уж и строить, то сохранив застраиваемую территорию в ведении национального парка – такое строительство накладывает ряд дополнительных обязательств, исполнение которых поможет свести вред окружающей среде к минимуму (тут уместно понятие «меньшее из зол»).

Подключившиеся к делу власти Подмосковья заявили, что решение транспортных проблем и уменьшения пробок им весьма интересно и ради такого дела они готовы «передать в состав «Лосиного острова» 2 тыс. га лесов в качестве компенсации». Второй вопрос, что с экологической точки зрения КПД такой компенсации смело можно называть нулевым: деревья на присоединяемых территориях и так растут, и воздух от смены статуса земель чище не станет.

Параллельно губернатор Московской области Андрей Воробьев обратился за содействием к премьер-министру Дмитрию Медведеву, заявив, что 75% опрошенных выступают за проект. Премьер тогда уточнил у Воробьева, ждут ли этого люди, на что глава Подмосковья ответил: «Не то слово, они просто требуют, чтобы мы модернизировали это шоссе. И хотелось попросить ускорить выпуск постановления, которое бы позволило начать проектирование, потому что без границ ты не можешь проектировать». (Цитата по ТАСС).

В итоге Медведев заявил, что раз это в «интересах людей», то он готов поручить ускорить старт проектирования.

Между тем, активисты утверждают, что никаких масштабных опросов, позволяющих утверждать о 75% опрошенных, ратующих за вырубку и хотя бы осведомленных об альтернативных вариантах, не проводилось. Об этом, в частности, говорится в опубликованном на сайте Российской общественной инициативы документе 50Ф52696. Кстати, в нем же активисты емко объясняют:

«Гарантом успешного решения транспортных проблем является тщательное планирование комплексного развития территорий. В том числе и ограничение темпов жилищного строительства в перенаселенных районах, а так же создание рабочих мест, чтобы жители не ездили на работу десятки километров, перегружая тем самым транспортную инфраструктуру». 

На сайте Change.org петицию за сохранение границ национального парка подписали более 151 тыс. человек (на момент написания статьи).

«Лосиный Остров — национальное природное достояние! Решение транспортных (как и любых других) проблем за счет отчуждения его территорий недопустимо!». 

Елена Молоткова

«Есть ценности, формирующие национальное достояние. Судьбу которых не решает большинство жителей близлежащих поселений. Это как спрашивать у трёх человек, прописанных на Красной площади (допустим, что они есть), — не снести ли нам собор Василия Блаженного?». 

Евгений Шмуклер

Альтернатива и потери

Зампред подмосковного правительства Дмитрий Куракин признавал, что из всех изымаемых под стройку гектаров непосредственно под магистраль понадобится 59 га. А еще он объяснил, что построить дорогу, ничего при этом не вырубив, не получится. Но все же, «утешил» чиновник, выбросы углекислого газа от стоящих в вечных пробках машин «гораздо больше, чем вырубка».

Возможно, без вырубки и впрямь не обойдется. 

Но альтернативные варианты (при которых пострадает не столь значительная часть парка) существуют. 

Так, среди прочих вариантов предлагалось расширить Щелковское шоссе за счет участков в деревне Щитниково (в этом месте дорога сужается с 3 до 2 полос и становится классическим «бутылочным горлышком») или проложить тоннель.

Расширение (как альтернативный вариант строительству дублера) «Щелчка», по мнению урбаниста Аркадия Гершмана, не очень-то и поможет. В настоящее время значительное количество людей ездит в Москву общественным транспортом – чтобы не стоять в пробке. Но как только дорога станет шире, многие пересядут на автомобили, поток машин увеличится и проблема вернется, да еще и с осложнениями: в самой Москве машин станет больше, что спровоцирует дополнительные пробки.

Это значит, что хорошей альтернативой стало бы развитие общественного транспорта.

«И где обещанный общественный транспорт до Балашихи: скоростной трамвай вдоль Горьковки, легкое метро до мкр. Авиаторов, реверсная жд ветка до станции Балашиха? Где комфортные электрички с удобным расписанием?». 

Ольга Моисеева

Но, скорее всего, власти остановятся на варианте новой трассы. В российском офисе Greenpeace изъятие земель для решения транспортной проблемы считают неприемлемым. Эксперт Михаил Крейндлин отмечает: «Мы выступаем не против решения проблемы пробок на Щелковском шоссе, а против изъятия для решения этой проблемы земель национального парка».

Кроме того, отмечает Крейндлин, изъятие под стройку прямо запрещено законом об особо охраняемых территориях, поскольку является, в том числе, прекращением права федеральной собственности и правом прекращения собственности государственного учреждения. Это оговорено в положении о национальных природных парках РФ и в законе «Об особо охраняемых природных территориях». 

В Минприроды запрос ЦИАН.Журнала оставили без ответа. Обращение в дирекцию нацпарка также осталось без ответа. 

«Да, строительство дорог для нужд населения, проживающего на территории парка, закон допускает. Но изъятие земель у парка для решения глобальных транспортных проблем – нет», – объясняет эксперт. 

Михаил Крейндлинэксперт по особо охраняемым природным территориям российского отделения организации Greenpeace 

Если власти все же примут решение о строительстве трассы именно на этом участке, то его нельзя исключать из состава парка, а строить необходимо прямо в границах, говорит представитель Greenpeace.

«В этом вопросе есть и еще одна важная деталь: если строительство будет вестись на территории парка, придется пройти ряд дополнительных процедур. Например, обязательную оценку всех альтернативных вариантов, общественное обсуждение (когда местные жители смогут выразить свое мнение насчет проекта) и оценку воздействия на окружающую среду».

Последний пункт возможен только в том случае, если дорога будет строиться на землях, входящих в границы национального парка. Как объясняет Крейндлин, вред для окружающей среды более чем очевиден: Лосиный остров и его обитатели и без стройки постоянно подвергаются различным вредным воздействиям, в том числе, шумовому. 

Отрезание небольшого куска будет иметь кумулятивный эффект, и жить никто из животных там уже не будет. Экосистема погибнет, и никакие заградительные экраны, увы, не помогут.

«Это еще один довод за то, что если уж и строить дорогу, то сохранив текущий статус земель – в рамках экологической экспертизы воздействия на окружающую потенциальный вред будет оценен заранее (ред: пока, по данным организации, такой оценки не проводилось). Отмечу, что эта мера является превентивной: расчеты по потенциальному вреду должны быть предоставлены до начала строительства, что поможет оценить его эффективность и сделать выводы заранее. Такая процедура будет возможна только в том случае, если земли останутся в пределах национального парка», – объясняет представитель Greenpeace. 

Комментарий Росавтодора

Руководитель группы по работе со СМИ пресс-службы Федерального дорожного агентства Александр Лаврушин:

«В настоящее время участок автомобильной дороги А-103 «Щелковское шоссе» длиной 38 км соответствует параметрам II категории и имеет 4 полосы для движения на участке с 15 по 31 км и 2 полосы с 31 км по 54 км. Нормативным требованиям соответствует 88,87% протяженности дороги. Однако при этом трасса работает в режиме значительной перегрузки. Так, среднее значение суточной интенсивности движения за 2018 год составляет 69 786 автомобилей в сутки, при расчетной нагрузке 25 тысяч автомобилей. Из-за чего в утреннее и вечернее время практически на всем протяжении движение по автотрассе сильно затруднено.

Для решения проблемы в 2012 году подведомственное Росавтодору ФКУ «Центравтомагистраль» заключило государственный контракт на выполнение инженерных изысканий по объекту «Реконструкция автомобильной дороги А-103 Щелковское шоссе на участке от МКАД до км 32, Московская область». Целью данной работы являлось определение оптимального варианта повышения пропускной способности головного участка автомобильной дороги и предварительный расчет необходимого объема бюджетных инвестиций.

Нужно упомянуть, что трасса А-103 «Щелковское шоссе» от МКАД до поселка Чкаловский практически на всем протяжении проходит по застроенной территории населенных пунктов Щитниково, Лукино, г.о. Балашиха, Долгое-Ледово и Медвежьи Озера Щелковского муниципального района с населением более 200 тыс. человек, а еще одним участком примыкает к национальному парку «Лосиный остров». Эти факторы существенно осложняют любые работы по строительству и реконструкции дороги.

В процессе изысканий рассматривалось несколько вариантов развития участка, в том числе за счет расширения существующей автомобильной дороги, либо строительства нового направления. Было установлено, что полностью избежать изъятия земель национального парка «Лосиный остров» и сноса частной жилой застройки невозможно ни при каких условиях, включая реконструкцию (расширение) существующей дороги.

При этом основным критерием при сравнении вариантов был минимальный снос жилой застройки, минимальное отчуждение земель нацпарка и необходимость сохранения функционирования транспортного направления.

После окончания изысканий было принято решение рекомендовать вариант увеличения пропускной способности за счет строительства нового направления дороги протяженностью 19,4 км, IБ категории, с 8 полосами для движения и 7 транспортными развязками в разных уровнях.

В данный момент окончательного решения по поводу строительства не принято, так как до сих пор не решен вопрос об изменении границ нацпарка «Лосиный остров» (данный вопрос находится в компетенции Минприроды РФ, Правительства Москвы и Правительства Московской области)». 

Защита парка

Если решение отрезать территорию от Лосиного острова все же будет принято, Greenpeace пойдет в суд и будет его оспаривать.

«У нас уже есть опыт судебных побед в подобных историях – например, с национальным парком «Югыд Ва», от которого собирались отрезать кусок ради разработки золотоносного месторождения (ред.: в 2014 году экозащитники через Верховный суд добились отмены этого решения Минприроды). Также мы выиграли в суде, защищая 33 тыс. га Сочинского национального парка». 

«В вопросе с Лосиным островом мы чувствуем экспертную поддержку, а значит, у нас есть шансы выиграть и здесь».

При этом Крейндлин еще раз подчеркивает, что организация выступает не против решения проблемы пробок на Щелковском шоссе, а против изъятия для решения этой проблемы земель национального парка.

Торговый центр в нацпарке 

Строительство торгового центра планируется в районе Ярославского шоссе, и эта история на фоне строительства трассы куда более темная и менее понятная. Из расследования The Village известно, что стройка ведется уже давно (отступать поздно – сваи уже забиты), и что она незаконна, так как нарушает все тот же закон об охраняемых зонах. К строительству причастна ГК «Ташир», ранее писали СМИ (Коммерсант, The Village).

«По всей видимости, те, кто его строит, имеют большие возможности, раз смогли получить разрешение на стройку в пределах национального парка». 

Михаил Крейндлин эксперт по особо охраняемым природным территориям российского отделения организации Greenpeace

«Торговый центр явно не является тем инфраструктурным объектом, который направлен на развитие национального парка», отмечает координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов.

Кроме того, добавил он, незаконное строительство на особо охраняемых природных территорий противоречит «майским указам» президента, согласно которым необходимо сохранять биологическое разнообразие «с помощью увеличения особо охраняемых природных территорий на 5 млн га, а также создания инфраструктуры экологического туризма в национальном парке».

31 января 2014 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение ПР-210, предусматривающее «усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий». 

Получается, принимаемое решение по Лосиному острову прямо противоречит требованию президента по этому вопросу.

Источник: cian.ru

Моя планета
Добавить комментарий