Счетная палата выявила нарушения на 426 млрд рублей при исполнении бюджета за 2018 год

Объем нарушений, выявленных при проверке исполнения бюджета за 2018 год, составил 426,2 миллиарда рублей, говорится в отчете Счетной палаты.

«По сравнению с 2017 годом общая сумма выявленных нарушений уменьшилась на 121,1 млрд рублей, или на 22,1%», — цитирует документ ТАСС.

По данным Счетной палаты, самый большой объем нарушений в 2018 году выявлен при использовании средств федерального бюджета, а также при оказании услуг населению госучреждениями — 73,6 млрд рублей, при госзакупках — 18,7 млрд рублей, в связи с неправильным отражением в учете фактов хозяйственной жизни — 308 млн рублей, использованием средств федерального бюджета без достижения социально-экономического результата — 9,1 млн рублей. Объем иных нарушений составил 16,4 млн рублей.

В 2018 году бюджет был исполнен с профицитом впервые с 2011 года. Профицит бюджета составил 2,74 трлн руб., что на 602,7 млрд руб. или на 28,2% больше показателя, установленного в Федеральном законе о бюджете. Доля ненефтегазового дефицита по отношению к ВВП сократилась на 1,8 процентного пункта (до 6,1% ВВП). Последний раз показатель менее 6% был в 2007 году (3,5%).

В 2018 году также отмечено самое высокое превышение прогноза поступления доходов за последние 6 лет. Доходы составили 19,45 трлн руб., превысив прогнозируемый объем на 506,8 млрд руб. или на 2,7%. Превышение прогноза обусловлено ростом ненефтегазовых доходов (на 306,1 млрд руб.) и нефтегазовых доходов (на 200,7 млрд руб.). Основными факторами, повлиявшими на увеличение поступления доходов, стали: рост цен на углеводородное сырье; повышение курса доллара США по отношению к рублю; увеличение номинального объема ВВП; рост прибыли.

При этом уровень исполнения бюджета оказался самым низким за десятилетие. Расходы исполнены на 95,6% в сумме 16,71 трлн руб. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 778,3 млрд руб. и увеличился по сравнению с 2017 г. на 30,4%. Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений (более 100 млрд рублей) установлен в 2018 году по разделам «Национальная оборона» — 236 млрд рублей, или 7,7% показателей, «Национальная экономика» — 167, 1 млрд рублей (6,5%), «Общегосударственные вопросы» — 154 ,9 млрд рублей (11%).

«На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 13 главным распорядителям средств федерального бюджета: Федерального агентства по делам национальностей, Федерального агентства морского и речного транспорта, Минобрнауки, Федерального агентства воздушного транспорта, Минюста, Минкульта, Роскосмоса, Минпромвещения, Федерального агентства по недропользованию, Минэнерго, Минспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Минэкономразвития РФ», — говорится в отчете.

Ни одна из госпрограмм в 2018 году не была исполнена с высокой степенью эффективности, говорится в отчете. «По оценке Счетной палаты, средний уровень эффективности установлен по 21 госпрограмме, низкий уровень эффективности — по 7 госпрограммам. Высокий уровень эффективности по госпрограммам не установлен. Не подлежали оценке эффективности 12 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей превышает 10%», — говорится в материалах Счетной палаты.

По данным ведомства, по состоянию на 1 января 2019 года на низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 10 госпрограммам: Управление государственными финансами, «Развитие Крыма», «Внешнеполитическая деятельность», «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Управление федеральным имуществом», «Развитие физической культуры и спорта», культуры и туризма, фармацевтической промышленности, «Реализация национальной политики», «Космическая деятельность».

В то же время, как отмечается в отчете, в 2018 году Минэкономразвития РФ оценило как высокую эффективность реализации по 22 госпрограммам, выше среднего уровня — по 13 госпрограммам, ниже среднего уровня — по 4 госпрограммам, низкую — лишь по 1 госпрограмме — «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Указанные показатели существенно превышают оценки за 2017 год, отмечает ведомство.

«Несмотря на положительные изменения, внесенные Минэкономразвития в методологию оценки эффективности госпрограмм, по мнению Счетной палаты, учет прогнозных значений показателей при высоком весовом коэффициенте оценки показателей на уровне госпрограмм приводит к завышению интегральных оценок, диапазоны которых, как и в прошлые годы, определены расчетным путем по итогам года», — говорится в отчете.

Ведомство отмечает, что при оценке эффективности госпрограмм министерство рассматривает только уровень кассового исполнения федерального бюджета «и не принимаются во внимание другие качественные показатели исполнения федерального бюджета».

Также Счетная палата отмечает низкий уровень кассового исполнения и достижения показателей по направлению госпрограмм «Инновационное развитие и модернизация экономики» (уровень кассового исполнения — 93,2%, уровень достижения показателей — 64,3%).

«Сформированные на 2018 год госпрограммы содержали системные недостатки, в том числе: отсутствие показателей или несоответствие их значений показателям указов президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, несоответствие документам стратегического планирования, неконкретность целей, несогласованность целей и задач, слабовыраженная или заниженная динамика показателей, значительное их количество (около 2 тыс.) и высокая доля показателей с поздними сроками формирования статистических данных», — отмечает ведомство.

Уровень кассового исполнения расходов на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2018 году оказался самым низким за 15 лет. Расходы по ФАИП исполнены на 81,8%. Объем неисполнения составил 134,5 млрд руб. Это в 2,1 раза больше, чем в 2017 году. В 2018 г. не введен в эксплуатацию 181 объект или 45,5% общего количества объектов, подлежавших к вводу. Основные причины низкого исполнения: включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства; некачественная разработка проектной документации; поздние сроки проведения конкурсных процедур; неисполнение обязательств подрядными организациями; отсутствие контроля со стороны госзаказчиков.

Приоритетные проекты в 2018 году реализовывались в условиях многочисленных изменений в их паспортах и показателях, что затрудняло мониторинг их исполнения. Результаты выборочного мониторинга показывают, что отдельные контрольные этапы не выполнены или выполнены с нарушением сроков, говорится в отчете Счетной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за 2018 год.

По данным Счетной палаты, в соответствии с паспортами 25 приоритетных проектов бюджетные ассигнования на их реализацию составляют 205,7 млрд рублей. «Расходы на реализацию приоритетных проектов исполнены в сумме 199,6 млрд рублей, или 93,6% показателя сводной росписи с изменениями. По двум приоритетным проектам расходы исполнены ниже 50% («Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (29,8% показателя), «Повышение производительности труда и поддержки занятости» (47,7%)», — говорится в материалах контрольного ведомства.

Бюджет «пухнет» от денег, но собираемость все равно невысокая

Проверки Счетной палаты показывают, что «имеются резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет». По мнению контрольного ведомства, дополнительные поступления могут быть получены в результате сокращения неэффективных льгот и преференций, принятия комплекса мероприятий в части сокращения теневого сектора экономики, повышения качества администрирования НДС.

По данным ведомства, в 2018 году в федеральный бюджет (за исключением доходов, полученных за рубежом) поступил 31 вид доходов, не учтенных в уточненном прогнозе, на общую сумму 9,6 млрд рублей; по 126 видам доходов прогноз превышен более чем на 15%. В то же время по 51 виду доходов поступление составило менее 85% прогнозируемых сумм.

Счетная палата отмечает, что дополнительные поступления в доход федерального бюджета также могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, взысканию доначисленных платежей по результатам контрольной работы, сокращению неэффективных налоговых льгот и освобождений.

«На 1 января 2019 года совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов (включая недоимку), таможенным платежам составила 1,25 трлн рублей. Задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов, администрируемых налоговыми органами, составила 1,19 трлн рублей, в том числе недоимка — 383,2 млрд рублей; задолженность по уплате таможенных платежей — 51,2 млрд рублей, в том числе по пеням и штрафам — 20,6 млрд рублей», — поясняет ведомство.

Наибольшие суммы дебиторской задолженности по доходам сложились у ФНС России (31,5% общей суммы дебиторской задолженности), Рослесхоза (14,9%), ФТС России (9,8%), ФССП России (9,2%), Минобороны России.

Резервом увеличения доходов федерального бюджета, по мнению Счетной палаты, является также повышение качества таможенного контроля в части повышения эффективности проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, полноты и достоверности заявленных сведений, полноты уплаты таможенных платежей, применения льгот по уплате таможенных платежей; совершенствования контрольных функций за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров.

Кроме того, ведомство видит потенциал поступления в бюджетную систему доначисленных платежей по итогам контрольных мероприятий налоговых органов, повышения эффективности администрирования доходов федерального бюджета в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходов от перечисления части прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ФГУП.

Источник: newsru.com

Моя планета
Добавить комментарий