В первом квартале 2019 года доля экономящих россиян увеличилась на семь процентных пунктов, до 69%. Число респондентов, которые переключаются на более доступные продовольственные товары, за тот же период выросло c 55% до 57%
Moscow-Live.ru / Тихонов Михаил
В компании X5 Retail Group, которой принадлежат сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» заявили, что в 2018 году приняли решение не наращивать количество товаров, отпускаемых по акциям
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
Падение реальных доходов населения и конкуренция розничных сетей за покупателя привели к тому, что более 50% россиян приобретают товары только со скидками. В некоторых торговых сетях уже задумались о том, чтобы ограничить промоактивность. Но отказаться от скидок участники рынка могут только синхронно, а для такого шага предпосылок пока нет, пишет «Коммерсант».
Как подсчитали в исследовательской компании Ipsos Comcon, по итогам 2018 года доля россиян, покупающих товары со скидками, достигла 50,6%, впервые превысив психологически важную отметку 50%. В 2016 году этот показатель был на уровне 41%, а годом позже достиг 45%. По словам экспертов, потребитель привык экономить и готов ждать начала скидок, понимая, что рано или поздно торговые сети предложат тот или иной товар по акции.
По данным фирмы «Nielsen Россия», в некоторых категориях товаров повседневного спроса доля промо достигает уже 70% и продолжает расти. В первом квартале 2019 года доля экономящих россиян увеличилась на семь процентных пунктов, до 69%. Число респондентов, которые переключаются на более доступные продовольственные товары, за тот же период выросло c 55% до 57%.
Рост числа россиян, стремящихся к экономии, в основном связан с продолжающимся падением доходов населения и индекса потребительского доверия. Так, по данным Росстата, в первом квартале 2019 года реальные доходы населения упали на 2,3% год к году. Индекс потребительского доверия за тот же период опустился с 65 до 62 пунктов и достиг исторического минимума.
Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков указывает, что в натуральном выражении продажи продуктов питания до сих пор не достигли докризисного уровня 2013 года. А розничный рынок оказался в таких условиях, когда промо постепенно приводит к сокращению доли товаров, продающихся без акций. Полностью же отказаться от глубоких скидок в ситуации низкой покупательной способности населения довольно сложно: если операторы розничной торговли не сделают этого одновременно, выиграет сеть, которая сохранит скидки.
Другие эксперты отмечают, что увлечение акциями и скидками приводит к размыванию ценности марки и снижению ее стоимости в глазах покупателей, что в перспективе негативно сказывается на продажах. На этом фоне сети и производители уже меняют подход к стимулированию покупателей, предлагая альтернативу скидке в виде программ накопления баллов.
В компании X5 Retail Group, которой принадлежат сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» заявили, что в 2018 году приняли решение не наращивать количество товаров, отпускаемых по акциям. Сейчас доля промо в магазинах X5 сохраняется на уровне 35%. В группе «М.Видео — Эльдорадо» говорят, что доля промо в сегменте бытовой техники и электроники последние два-три года превышает 50% из-за конкуренции как среди сетей, так и производителей. В Leroy Merlin заверяют, что в магазинах сети нет товаров со скидками.
Директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon Людмила Новиченкова полагает, что предпосылок к отказу от покупок через скидки и специальные предложения пока нет, так как население не ожидает дальнейшего ухудшения ситуации в экономике, а розничные сети сами продолжают вести активные промокампании. Альтернативой этому может стать тренд осознанного потребления, но такое поведение присуще только очень небольшой группе людей с уровнем доходов не ниже среднего. Решить проблему предлагается за счет товарного предложения, аналогов которому нет у конкурентов.
Опросы также свидетельствуют, что за прошедший год россияне вернулись к жесткой экономии из-за очередного витка цен, подорожания бензина и услуг ЖКХ на фоне практически не меняющихся доходов.
Позволить себе свободно тратить деньги могут только 17% россиян, тогда как почти половине российских семей (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, но не на товары длительного потребления, включая смартфон, холодильник, стиральную машину и мебель. Чтобы свести концы с концами, российские семьи все больше расходуют сбережения и берут кредиты.
Источник: