Как передвигаются тихоходки?

Исследователи недавно сосредоточили внимание на способности тихоходок к передвижению в земной среде. К их удивлению, походка этих животных была очень похожа на походку насекомых. Подробности исследования опубликованы в журнале PNAS.

Тихоходок часто описывают как самых выносливых существ на планете. Не зря известно, что эти маленькие беспозвоночные выдерживают температуры до -272 °C, а другие могут выживать без воды и кислорода в течение многих лет. Некоторые виды также могут выдерживать непреодолимое давление океана, тогда как другие акклиматизируются в космическом вакууме. Совсем недавно исследование показало, что тихоходки также способны выдерживать удары на очень высокой скорости.

Поэтому в то время как многие исследования были сосредоточены на их невероятной надежности, другие сосредоточены на более практических предметах. Несколько лет назад команда из Зенкенбергского музея естественной истории в Герлице, Германия, впервые смогла заснять спаривание этих водных медведей. Совсем недавно исследователи из Университета Рокфеллера задались вопросом: как ходят эти крошечные существа?

Походка, похожая на походку насекомого

Тихоходки — одни из самых маленьких известных животных. Насколько нам известно, они также единственные животные с мягким телом, которые могут ходить по суше. Таким образом, тихоходки имеют набор особенно универсальных локомоторных инструментов, позволяющих им перемещаться в широком диапазоне сред (пресноводные, морские и наземные).

В рамках этой работы исследователи изучили кинематику и координацию между ногами у свободно ходящих тихоходок (Hypsibius instanceplaris). Команда обнаружила, что походка этих существ имитирует несколько ключевых характеристик, наблюдаемых у насекомых, хотя эти две группы очень разные (и насекомые по крайней мере в 500000 раз больше их).

«Одним из самых крутых и удивительных моментов для начала было то, насколько они хороши», — пишет биолог-механик Жасмин Нироди. «У них обычная походка, и это удивительно похоже на большое, гораздо более крупное животное!» По словам исследователей, некоторые из них были склонны неторопливо бродить по предложенному субстрату, в то время как другие могли бегать при виде потенциально интересной цели.

Команда также изучила тихоходок, пытающихся ходить по субстратам с разным уровнем жесткости, чтобы определить, как это повлияло на их ходьбу. Они обнаружили, что детеныши соответствующим образом адаптировали свое передвижение. Однако им было более комфортно на гелевой поверхности (большая жесткость) и менее комфортно на гладком стекле (меньшая жесткость). «Эта стратегия также наблюдалась у членистоногих для эффективного перемещения по жидким или гранулированным субстратам», — подчеркивает доктор Нироди.

Вопрос о том, почему тихоходки так похожи на насекомых, остается открытым. Исследователи не уверены, мог ли существовать потенциальный общий предок или же способность ходьбы развивалась отдельно у этих двух организмов.